История яхт и яхтинга

Яхтой называют маломерное быстроходное судно под парусом, хотя в наше время существуют и моторные яхты. Впервые такой вид водного транспорта появился в Голландии, где небольшие парусные лодки использовались для охраны от пиратов крупных торговых судов. На этих быстрых и маневренных судах было легко догонять пиратские корабли. Поэтому изначально их называли охотничьими кораблями, а слово «яхта», предположительно, происходит от слов «догонять», «охотиться». Позже яхты использовали для передачи посланий, прогулок и для ведения военных действий. О том, где на самом деле находится родина яхт, сейчас ведутся жаркие споры. Одни считают, что это Нидерланды, другие полагают, что это Англия, так как именно английский король Чарльз II первым стал использовать яхты для отдыха и развлечений.

Раньше в состав военно-морских флотов многих стран в качестве представительских и правительственных судов входили яхты. Комфортный быстрый корабль стал атрибутом красивой жизни королей и императоров в странах Европы. Удобное средство передвижения в скором времени стали использовать и в Америке, и в России. Красивая яхта, отделанная золотом, резьбой и ценными породами древесины, считалась прекрасным подарком. В XVII-XVIII веках яхты оставались привилегией богатых и влиятельных персон, да и сейчас хорошая яхта по карману лишь состоятельным людям.

В России история яхт началась при Петре I, а первой царской яхтой считается «ботик Петра Великого», который он прозвал «дедушкой русского флота». В конце XVII века первые яхты у нас в стране были построены по голландскому образцу мастерами из Голландии. Во время поездки за границу, когда Петр I постигал азы морского дела, он получил в дар от английского короля небольшую элитную яхту, на которой совершил не одно путешествие. Царь всегда любил сам ходить под парусом, а впоследствии даже начал проектировать яхты, по его чертежам было построено не одно судно. К тому же по распоряжению Петра I был создан «Потомственный Невский флот», где обучались молодые моряки, именно он явился прародителем современных яхтклубов.

В XIX веке ситуация стала меняться, поскольку появился яхтинг, или, как его еще называют, парусный спорт. Кругосветные международные регаты на яхтах стали любимым развлечением настоящих романтиков и морских волков, за ними с удовольствием следили люди во всех странах. Соревнования быстроходных судов под парусом стали неотъемлемой частью Олимпийских игр. Специально для этих целей производители яхт выпускали все новые экземпляры недорогих лодок. Это стало возможным благодаря использованию современных материалов. Яхты начали делать не из дерева, как было принято ранее, а из пластика, стеклопластика, алюминия, стали и углеродистого волокна, что в значительной мере снизило их стоимость и сделало более доступными.ф

 

Устройство яхт

Все яхты независимо от их размеров имеют четыре основных элемента: корпус, парус, киль или шверт, руль. Каждому элементу принадлежит определённая роль в поддержании судна на плаву, обеспечении остойчивости и движения в требуемом направлении. Работа всех элементов взаимосвязана, и сочетание их различных типов определяет характер яхты. Корпус спроектирован так, чтобы вмещать экипаж и обеспечивать жесткую конструкцию для поддержания мачты и паруса. Форма корпуса должна позволять яхте легко двигаться по воде при наличии крена и при отсутствии его. Большинство корпусов имеют заостренный нос и тупую корму, но у некоторых типов нос и корма могут быть одновременно либо тупыми, либо заостренными.

Корпус яхты изготовляют из разнообразных материалов — в основном из дерева, пластика и металла. Гоночные яхты должны быть как можно легче, и их конструкция — это достигнутое равновесие между весом и прочностью. Семейные яхты имеют большую прочность и более долговечны. Паруса — это главный движитель яхты, преобразующий воздушный поток в прямолинейный импульс. Их изготовляют сшиванием полос ткани таким образом, чтобы образовать треугольную форму, дающую наибольшую силу тяги при минимальном сопротивлении.

Размеры и форма парусов зависят от задачи, для которой яхта спроектирована. Паруса гоночных яхт имеют большую площадь, что способствует появлению крена, который уравновешивается весом экипажа. Яхты, используемые для обучения парусному спорту, имеют, как правило, один парус, как и гоночные яхты, рассчитанные на экипаж из одного человека. На многих яхтах поставлено два паруса и расположены они так, как показано на рисунке справа.

Паруса можно разделить на две основные группы: используемые при плавании яхты в любом направлении (грот и стаксель) и используемые при плавании по ветру для увеличения скорости (спинакер).

Паруса крепят к мачте, вертикальное положение которой обеспечивается натяжением тросов (стоячий такелаж). Тросы крепят к палубе на бортах (ванты) и в носу (штаги). Нижнюю шкаторину грота крепят к гику, который удерживает парус в расправленном положении под нужным углом к ветру. Гиком управляют при помощи снасти, известной как гика-шкот. Многие яхты имеют оттяжку гика, которую крепят к основанию мачты и к гику, чтобы предотвратить задирание конца гика вверх. Если яхта несет стаксель, его переднюю кромку — переднюю шкаторину — крепят к штагу. Для управления стакселем служат стаксель-шкоты. При постановке этих парусов используют снасти, называемые фалами.

Все парусные яхты должны иметь определенное заглубление корпуса для противодействия боковому движению (дрейфу), создаваемому действием силы ветра на парус. Крейсерские яхты имеют постоянный балластный киль, а швертботы — выдвижные шверты, которые, если требуется, можно поднимать или опускать. Величина заглубления шверта непосредственно зависит от курса относительно ветра, которым идет швертбот. Руль предназначен для обеспечения главного изменения курса и увеличения сопротивления боковому скольжению кормовой части яхты.

Источник: «Справочник яхтсмена».
Автор: Боб Бонд.