Парусные суда начала века

Яхты «Забава», «Славянка», «Королева Виктория» на кронштадтском рейде. Фрагмент акварели Н.С.Путятина, 1892 год (из альбома «Русские императорские яхты. Конец XVII—начало XX века». СПб.: ЭГО, 1997)

Модель буера, приобретенного Петром I в Саардаме. Изготовлена судомоделистом М.Черниковым в 1956 году, хранится в ЦВММ (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Модель яхты «Ройал Транспорт», хранящаяся в Центральном военно-морском музее (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Модель 18-пушечной придворной яхты «Принцесса Анна» (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Яхта-буер «Наталия». Фрагменты чертежа, выполненного мастером ластовых судов Иваном Афанасьевым. Предположительно, это позднейший чертеж яхты, по конструкции — типичного голландского буера конца XVII — начала XVIII века, доставленной в Санкт-Петербург из Голландии в 1719 году. На чертеже надписи: «Чертеж яхты „Натали“, длина через штевни — 53 фута. Ширина без досок — 16. Глубина 6—8». По материалам ЦВММ. Публикуется впервые

Яхта «Счастье». Фрагменты чертежа, выполненного корабельным мастером П.Качаловым. На чертеже надписи: «Сей чертеж в царственной Адмиралтейской коллегии свидетельствован и подписан февраля 24 дня 1763 года...»; «Сей чертеж в конторе обер-сарваерской рассмотрен и явился к строению яхты удобен... дня 1763 года. Потай Качалов, Данила Ульфов». По материалам ЦВММ. Публикуется впервые

Чертеж парусности 12-пушечной яхты «Нева», построенной в 1808–1809 годах. Строитель — корабельный мастер Исаков. Главные размерения: длина — 21,94 м, ширина — 5,69 м. По материалам ЦВММ. Публикуется впервые

Чертеж нижней палубы 12-пушечной яхты «Дружба». Из комплекта чертежей, сделанных перед тимберовкой яхты на Санкт-Петербургской Охтинской верфи в 1836 году.

Императорская 12-пушечная яхта «Дружба». Фрагмент акварели художника А.К.Беггрова (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Яхта «Королева Виктория». Чертеж парусности. РГАВМФ. Ф.327. Оп.1. Д.3224. Публикуется впервые

Модель 6-пушечного колесного парохода «Александрия», изготовленная в1832—1834 годах (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Паровая яхта «Александрия». С акварели В.В.Игнациуса (из альбома «Русский флот». Издание великого князя Александра Михайловича. СПб., 1892)

«Александрия» исправно служила четырем императорам (фотография сделана в 1880 году у Ново-Петергофской пристани)

Чертеж парусности бота «Увалень». РГАВМФ. Ф.327. Оп.1. Д.4524. Публикуется впервые

Яхта «Никса» на Неве у Адмиралтейской набережной. Фотография 1856 года (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Модель императорской яхты «Штандарт»,изготовленная в1864 году. Из фондов ЦВММ

Императорская паровая колесная яхта «Держава». Фрагменты чертежей (РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.39, 40) и закладная доска (из фондов ЦВММ)

Императорская яхта «Держава». С акварели В.В.Игнациуса (из альбома «Русский флот». Издание великого князя Александра Михайловича. СПб., 1892)

Императорская паровая колесная яхта «Держава»,проекция «бок» теоретического чертежа с элементами наружного вида и план верхней палубы. РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.35,39. Публикуется впервые

Императорская яхта «Держава». Художник М.С.Ткаченко (из альбома «Русские императорские яхты...)

Императорская яхта «Держава» на рейде Копенгагена (из альбома «Русские императорские яхты...)

Учебное судно «Двина» (бывшая яхта «Держава»)

Колесный пароход «Тигр» — первая императорская яхта на Черном море

Корвет «Память Меркурия» и яхта «Тигр». Художник А.П.Алексеев (из альбома «Русские императорские яхты...)

Императорская яхта „Ливадия“ на стапеле (из собрания В.А.Гущина)

Императорская винтовая яхта „Ливадия“ после спуска на воду

Общее расположение императорской винтовой яхты „Ливадия“:

Чертеж парусности яхты „Марево“. РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.19. Публикуется впервые

Яхта „Марево“: наружный вид борта, план верхней палубы, продольный разрез, план трюма. РГАВМФ. Ф.876. Оп.141. Д.20, 21. Публикуется впервые

Императорская яхта „Марево“. Художник Н.С.Путятин (из альбома „Русские императорские яхты. Конец XVII-начало XX века“. СПб.: ЭГО, 1997)

Яхта „Царевна“ на ходу

Императорская яхта „Царевна“ у плавучего маяка Большого Невского фарватера. Художник Д.П.Алексеев (из альбома -Русские императорские яхты.,.»)

Чудом сохранившийся до наших дней проспект, посвященный постройке императорской яхты «Полярная звезда» на Балтийском механическом и судостроительном заводе. (из собрания И.Р.Рассола)

Императорская яхта «Полярная звезда»

«Полярная звезда» на рейде столицы Дании — Копенгагена

Императорская яхта «Полярная звезда»: а — чертеж парусности, утвержденный генерал-адмиралом 22 февраля 1892 года, б — план верхней палубы (с чертежа, датированного 17 ноября 1912 года). По материалам РГАВМФ. Ф.876. Оп.163. Д.6, 13

Императорская яхта «Полярная звезда»: а — продольный разрез, б — первая палуба; в — вторая палуба. По материалам РГАВМФ. Ф.876. Оп.163. Д.2, 3. Публикуется впервые

Императорская яхта «Штандарт». Один из проектных чертежей. РГАВМФ. Ф.876. Оп.157. Д.5. Публикуется впервые

«Штандарт» — крупнейшая из российских императорских яхт

Императорская яхта «Штандарт». Чертеж рангоута и парусности. В носовой оконечности яхты — втягивающийся в клюз якорь Холла(проектный вариант). РГАВМФ. Ф.876. Оп.126. Д.51. Публикуется впервые

Закладная доска императорской яхты «Штандарт». Из фондов ЦВММ

Императорская яхта «Штандарт»: а — продольный разрез (чертеж датирован 30 октября 1907 года), б — план верхней палубы, в — план главной палубы. РГАВМФ. Ф.876. Оп.157. Д.1, 523, 522. Публикуется впервые

«Штандарт»

«Штандарт» на камнях острова Граншер. Август 1907 года

Императорская яхта «Штандарт» у входа в один из немецких портов. Художник Г.Блюкке (из альбома «Русские императорские яхты...»)

Проект колесной императорской яхты, представленный заводом В.Крейтона для замены яхты «Александрия», построенной в 1852 году. РГАВМФ. Ф.876. Оп.158. Д.1748. Публикуется впервые

Императорская яхта «Александрия» перед спуском на воду

Императорская яхта «Александрия» после спуска на воду. 29 августа 1903 года

Императорская яхта «Александрия»: а — план верхней палубы, б — план жилой палубы, в — вид с левого борта на стапеле с показом спускового устройства. РГАВМФ. Ф.876. Оп.158. Д. 1777, 1779, 1780, 593

Императорская яхта «Полярная звезда»

Императорская яхта «Александрия». С фотографии времен первой мировой войны

Яхта генерал-адмирала «Стрела»

Яхта морского министра «Нева» у Английской набережной в Петрограде. 1914 год

Императорская яхта «Штандарт». Строилась в Копенгагене на верфи «Бурмейстер ог Вайн»

Носовое украшение императорской яхты «Штандарт» (из альбома «Русские императорские яхты. Конец XVII—начало XX века». СПб.: ЭГО, 1997)

И парусные и моторные яхты делятся на несколько категорий.

На самом верху модельного ряда стоят парусные мега-яхты (mega yachts), их уровень комфорта не уступает моторным суднам такой же ценовой категории. Длина такой яхты более 25 метров, и строится она в большинстве случаев индивидуально по авторскому проекту. Такое судно, как правило, имеет свои причалы у яхт-клубов. Чуть ниже классом стоят круизные парусники. Также как и у мега-яхт у них есть комфортабельные каюты, и эти суда вполне пригодны для долгих путешествий по морю. Парусный двухкорпусный катамаран с мощным парусом можно отнести к этому же типу.

Парусными яхтами бюджетного типа являются гоночные, крейсерские суда и швертботы. Их проектируют с учетом участия в гонках, и упор в конструкции делается на показатели скорости. Они не приспособлены для отдыха и каких-либо круизов и поэтому приобретают их, в основном, спортсмены.

Мотосейлер — еще один из видов парусно-моторной яхты. Он имеет все преимущества, какие имеет как парусная, так и моторная лодка. Данного вида яхт много в клубах Израиля. Некоторые модели мотосейлеров, предназначенные для малых круизов и просто морских прогулок, настолько малы, что их можно сложить и перевести на прицепе автомобиля. Но по стоимости они дороже бюджетных парусников и на порядок дешевле почти всех моторок (motor yachts).

Взять в аренду парусную яхту — значит иметь возможность наслаждаться вдали от берега чистой водой, загарать и никто не сможет потревожить вас в это время. Тишина, спокойствие и умиротворение. Все меняется в один момент, стоит лишь поднять белые паруса — яхта оживает и уносит вас на встречу с новыми ощущениями.

Прошлое в настоящем

Для того чтобы изучить конструкции современных парусных судов, нужно иметь представление о более ранних рабочих лодках, поскольку многие особенности формы корпуса и такелажа повторяются в современных яхтах. Тогда, как и сейчас, одной из главных задач строителей лодок была скорость. Строители лодок прошлого понимали, что эффективность паруса, т. е. его способность приводить в движение лодку, прямо пропорциональна его размеру. Чем больший парус несет лодка, тем быстрее она идет. Однако большие паруса тяжелы и трудно управляемы без большой команды, в местах, где труд человека ценился дешево, например в Аравии, лодки оснащали огромными латинскими парусами, для управления которыми нанимали множество матросов. В некоторых районах Ближнего Востока это сохранилось и по сей день. Типичным примером являются арабские доу. Некогда они были самыми быстроходными малыми торговыми судами в мире и используются до сих пор.

В Европе различные условия плавания, грузы и финансовые соображения требовали различных конструкций лодок. Например, исходя из экономических факторов обслуживание такелажа баржи, используемой на реке Темзе (лодки, большей чем доу), предусматривало команду из двух человек.

Путешествовать через океан легче всего было на больших судах, оснащенных многочисленными парусами. Некоторые из очень больших грузовых парусных судов, построенных в начале XX в., несли до семи мачт. В Европе и Северной Америке были разработаны различные виды парусного вооружения, отвечающие определенным целям.

Голландский шлюп Гафельный тендер
Гафельный кеч Гафельный
гоночный тендер
Гафельное вооружение.

Современный голландский шлюп (буер) незначительно изменился по сравнению со своим предшественником, который был распространен в Нидерландах в XVII в. Гафельный грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой четырехугольный парус, поднимаемый с помощью подвижного рангоутного дерева — гафеля.

Гафельная шхуна
Бермудское вооружение.

Бермудский грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой треугольный парус, поднимаемый на высокой мачте. Бермудское вооружение вытеснило гафельное в первые годы XX в.

Бермудский тендер
(класс J)
Бермудский иол
Стаксельная шхуна.

На стаксельной шхуне передние паруса и стаксели ставят перед мачтами. Грот-мачта, установленная ближе к корме, несет иногда грот.

Стаксельная шхуна Бермудский шлюп и трехмачтовая стаксельная шхуна

Многообразие парусного вооружения.

Суда с прямым вооружением, наиболее удобные для плавания по ветру, пересекали океаны, используя постоянные пассатные ветры. В европейских и других прибрежных водах, где ветры переменчивы, прямые паруса сочетали с косыми, прикрепленными к мачтам передней кромкой. Косые паруса располагали вдоль судна, что позволяло плавать острыми курсами к ветру. Барки и баркентины, бриги и бригантины, шнявы, шхуны, кечи и иолы курсировали вдоль побережий. У каждого судна были свои преимущества или в скорости, или в легкости управления, или в грузовместимости, или в маневренности.

В различных частях света люди находили и другие решения. Например, китайский рейковый парус (общеизвестный в Западной Европе как вооружение джонки) эффективен при плавании как острыми, так и полными курсами к ветру, легко поддается рифлению и обслуживается небольшим экипажем. Благодаря тому, что парус составляют из частей, а жесткость конструкции обеспечивает бамбук, его можно легко и быстро ремонтировать. Это простое, но эффективное вооружение ранее никогда не использовали на рабочих лодках в других частях света. В последнее же время проектировщики начали осознавать его преимущества, и гоночное вооружение устанавливают на современных яхтах.

Источник: «Справочник яхтсмена».
Автор: Боб Бонд.